Наш Черемшан
  • Рус Тат
  • ИСТОРИЯ СЕЛА БЕРКЕТ КЛЮЧ

    Уже в ландкартах И.Красильникова (1755) отмечена деревня "Гремячь Ключь". Но зарождение ее на берегу Шешмы более раннее, чем середина 18 века.Татарской археологической экспедицией 1971 года в районе современного Беркет Ключа обнаружено местонахождение остатков булгарской материальной культуры, в частности красная булгарская керамика. Найдено это на горе над селом. Так что и...

    Уже в ландкартах И.Красильникова (1755) отмечена деревня "Гремячь Ключь". Но зарождение ее на берегу Шешмы более раннее, чем середина 18 века.Татарской археологической экспедицией 1971 года в районе современного Беркет Ключа обнаружено местонахождение остатков булгарской материальной культуры, в частности красная булгарская керамика. Найдено это на горе над селом. Так что и в 13 веке здесь жили люди.

    Среди нынешнего населения Беркет Ключа бытует предание, что первое поселение здесь было под названием Иштиряк, причем располагалось оно на правом берегу реки Шешма, в районе нынешнего зернотока. Следы этого поселения обнаруживаются и сейчас. Во-первых, это остатки ирригации тех далеких времен, когда жители Иштиряка пытались изменить русло бьющего из-под горы ключа. Во-вторых, находки 1975 года. При строительстве зернотока в этом году бульдозерист вскрыл древнее захоронение - кости похороненных когда-то здесь людей. А кроме того многочисленные кости домашней птицы, металлические брусочки (с подозрением на серебро) и обильные остатки пожарищ-угли, зола. Научно-археологической оценки находок не проводилось, но совершенно очевидно, что в этом месте жили люди, которые впоследствии переселились на левый берег реки. Вполне возможно, что поселение Иштиряк спалили кочевники, они постоянно проходили здесь во внутренние регионы Закамья через естественные "ворота" между реками Большой Черемшан и Шешма.

    То же народное предание свидетельствует, что первые поселенцы здесь пришли из деревни Чаллы, что в нынешнем Рыбно-Слободском районе. Эти Чаллы, в свою очередь, имеют давнишнюю историю. Ее, как и 10 других деревень с подобным названием, в этом регионе основали булгары, ушедшие на север за Каму после распада Золотой Орды. Существовало целое Чаллынское княжество, после которого и сейчас сохраняется Чаллинское городище-остатки прежней крепости. Чаллинский городок просуществовал до 1556 года, именно в этот год по приказу казанского наместника сопротивляющиеся здесь русской колонизации татары были побиты, а городок сожжен.

    Таким образом историю первых жителей поселения можно представить следующим образом. Это булгары, скорее всего кипчаковских корней, ибо Иштиряк (князь Иштиряк), как имя собственное, кипчакского происхождения. В начале 15 века булгаро-кипчаки переселились за Каму, основали ряд поселений под названием Чаллы, но в 1556 году вновь были вынуждены вернуться на прежние места.

    В Рыбно-Слободском районе, между прочим, есть и поселение под названием Гремячка. И еще, чтобы покончить окончательно с народным преданием: оно свидетельствует, что Иштиряк существовал как поселение одновременно с чувашским поселением Клементейкино. И это еще одно свидетельство того, что при разгроме Казанского ханства в Закамье устремились не только Казанские татары, но и чуваши, проживающие в Предкамье.

    В середине 17 века и позднее сюда, на реку Шешма, стали прибывать татары-мишары из Симбирского и Пензенского уездов, Уфимской губернии" за 1870 год записано: Беркет Ключ (Гремячка): 225 дворов, "690 мужчин и 694 женщины татары. Мечетей 2, училище (медресе), 3 ветряных мельницы. Пчелы (т.е. многие занимаются пчеловодством-Н.Ф.). Землей,как и везде, наделили в 1858 году, надел выделили на 598 ревизских душ. Но уже к 900-м годам число мужчин в селе было 1001 человек. Размер земельного надела уменьшился почти вдвое . Крестьяне, как и в Черном Ключе, вынуждены были увеличивать распашку за счет лесов, кустарников, выгонов.

    В одном из документов 900-х годов находим, что за период с 1858 года беркетключевцы распахали 719 десятин леса. Уже тогда в сельской общине не было выгонов. В том же документе сказано, что основная система земледелия - трехпольная, в полях имеется 4 оврага, а у хозяев - 7 веялок. Приусадебные участки на 2/3 заняты картофелем. К древней истории этого села можно добавить и факт добычи в районе села (нагорная часть) медной руды. На это указывал еще академик Пьер Симон Паллас, посетивший наши места в 1768 году. Он довольно подробно описал медеплавильное производство в недалекой отсюда Павловке. Второй медеплавильный завод был в Кирлигаче-Богоявлен- ский завод Глазова. В административно-территориальном отношении Б.Ключ (Гремячка) входил в Мензелинский уезд Уфимской губернии, а в 1745 году - даже Оренбургский край. Годы революции и гражданской войны для села были знаменатель­ны тем, что оно первым в округе выступило против всесильной власти коммунистов, в феврале 1920 года здесь находился один из центров кровопролитнейшего крестьянского восстания. Жертв у восставших было много, но и по сей день не восстановлены полностью погибшие в то время. В тридцатых годах здесь организовали сельхозартель под названием "Трыш", население на октябрь 1930 года составляло 1490 человек.

    Николай Фролов,

    историк- краевед.

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Наш Черемшан

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: