Наш Черемшан

Черемшанский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
В нашем районе

Из истории села Старое Ильмово

В описании Чистопольского уезда конца 18 века (1780 г.) село Старое Ильмово значится под названием "деревня Калмыковка, Старый Климовый Куст тож". По обыкновению документов подобного рода второе название обозначает прежнее, более раннее, название поселения. Но совершенно очевидно, что Климовый Куст первоначально не мог быть (сразу) Старым. Итак: первое название села...

В описании Чистопольского уезда конца 18 века (1780 г.) село Старое Ильмово значится под названием "деревня Калмыковка, Старый Климовый Куст тож". По обыкновению документов подобного рода второе название обозначает прежнее, более раннее, название поселения. Но совершенно очевидно, что Климовый Куст первоначально не мог быть (сразу) Старым.

Итак: первое название села - Климовый Куст. Какова этимология этого названия, что оно означало? Самое очевидное - куст Клима, Климовый Куст. Второе предположение - Климовый Куст от испорченного, искаженного Ильмовый Куст. Это предположение тем более вероятно, что в Буинском уезде Симбирской губернии есть (было) поселение Ильмовый Куст, и жители его, по сведениям В.Дмитриева, в конце 17 века основали Черемшанское Ильмово. Однако здесь могла быть и ошибка. Во-первых, ильм все таки не кустарник, а дерево. Во-вторых, нынешнее Старое Ильмово в документе 18 века называлось не Ильмовым Кустом, а Климовым. Другое дело нынешнее Новое Ильмово, название которого в указанном документе звучит так: "деревня Калмыковка, Новый Климовый Куст (Ильмовый Куст) тож".
Как все это объяснить? Лично я выстроил следующую версию.
Еще до времени Закамской черты (1652-1656) беглые чуваши (а может и русские) основали две деревеньки под одинаковым названием Климовый Куст. С началом колонизации края, в 60-х годах 17 столетия, в одну из деревень, именно в нынешнее Новое Ильмово, были поселены служилые чуваши, государственные, военные люди - "сходцы"( переселенцы) из Буинского села Ильмовый Куст. Они-то и принесли название Ильмовый (вместо Климовый). Новые поселенцы есть новые, а потому и само поселение стало называться Новый Ильмовый Куст. Потомки служилых чуваш в Новом Ильмове были зафиксированы в ревизской сказке 1780 года - 64 мужских души, тогда как в Старом Ильмове служилых людей не было, в нем зафиксированы только крещенные чуваши в числе 75 душ.
В конце 30-х начале 40-х годов 18 столетия происходило массовое крещение нерусских народов. Им, в качестве поощрения, давали землю и льготы - налоговые, по рекрутству. В две наших деревеньки начали поселять крещеных калмыков и крещеных чуваш. Местные чуваши также прошли крещение во всяком случае большинство. Крещеных калмыков было столь много, что поселения стали называться Калмыковками. О том, что этимология Калмыковки происходит именно от этноса - калмыки, а не от фамилии Калмыков, свидетельствуют сохранившиеся многочисленные и разбросанные по большой округе микротопонимы: Мазар-калмыцкое кладбище - главное доказательство присутствия этого народа в наших местах, калмыцкие луга, речка Калмыковка в районе Кутуш и т.д.
Но откуда взялись здесь калмыки?
Калмыки как кочевники появились в Закамье и Заволжье в 1634 году и вытеснили обитавших здесь раньше ногайцев. Они быстро освоили кочевой путь на север, к Каме вдоль Волги и кочевали с табунами: весной - на север, осенью - на юг. Какое-то время это был вольный народ, не поддающийся государственному управлению, но после смерти тайши Аюки их объединение стало не столь прочным, и правительство потихоньку стало прибирать их к своим рукам. Долгое время, не меньше 100 лет, это управление сводилось в использовании калмыков то против ногайцев, то против кайсаков башкир или в других войнах, ведомых царским правительством.
Но с 1736 года их стали крестить и поселять по рекам Сок, Кинель Сакмарка, вплоть до Яика (Урал).В 1737 году центром их расселения определили Кунью Воложку, будущую крепость Ставрополь - на Волге (Тольятти).Вот так описывает регион расселения калмыков в Закамье П.И.Рычков: "Отвели землю им от устья р.Черемшана до Красноярской крепости вдоль Волги и вдоль реки Кондурча до Челнинской дороги, по которой ездят из Сергиевска в Казань. Здесь велено кочевать, зверей ловить, лес и дрова рубить, и скотом траву травить, в озерах рыбу ловить свободно... и всякими мерами приохачивать сперва к кошению сена, а потом и к пашне хлеба".
Но землю в этом богатейшем регионе (в сущности это юго-западное Закамье) по указу от 19 февраля 1739 года дали по чинам "на всех порознь", одновременно было "велено"учинить 7 слобод калмыцких, а в 4-х из них и церкви построить.
В 1745 году калмыки были приписаны к Оренбургу. Среди них образованы 8 рот, откуда для службы брали в Оренбурге ежегодно 3 00 человек. За службу рядовому платили 50 коп. в месяц, да месячный провиант. Правительство по указу от 1745 года обещалось построить в калмыцких слободах школы, дать семена. Но всех сумм на калмыков в Ставропольской провинции уделялось 5735 руб. на 8000 человек мужского пола.
О калмыках, как военных людях, можно встретить положительные отзывы, но "приохотить" их к земле все же было трудно. В 1768 году в наших краях, в том числе и в селе Черемшан, побывал известный путешественик И.И.Лепехин. Вот что он писал: "Жители по сей реке (Б.Черемшан - Н.Ф.) разного происхождения. К устью есть русские поселения, а от Мелекеса до вершины (Н.Ф. - истока реки) все пространство,включая Черемшанскую крепость, занимает новокрещеная мордва,чуваши и кызылбаши, т.е. вышедшие из киргизского плена азиатцы, как-то: персы, хивины, бухарцы и прочие, принявшие православие, и еще - по своему закону живущие татары."
Здесь И.И Лепехин калмыков называет кызылбашами (красноголовые), что вообщем - то не совсем точно. Красноголовые ( кызылбаши) - это воины ирана Исмаила, в чалме которых было 12 красных полосок.
Так вот, путешественик в 1768 году отмечает про наших калмыков: «кызылбаши ничего не сеют, а живут скотоводством».
В 1797 году судьба двух деревень разделилось. Калмыкову "Старый Климовый Куст", т.е. нынешнее Старое Ильмово, приписали удельному ведомству, жители его стали называться удельными крестьянами, тогда как жители Нового Ильмова остались в прежнем статусе:служилые чуваши,крещеные чуваши,затем податные крестьяне,все проживающие на казенной земле. Удельные же крестьяне принадлежали лично царской семье(раньше они назывались дворцовыми). Они платили не подати, а оброки,и несли некоторые государственные повинности.
После реформ 1861 года удельных крестьян перевели, как и всех у нас в округе, в разряд казенных,
В 1858 году в Старом Ильмове проживало 754 человека и надельной земли у них было 1617 десятин - по 4 десятины на мужскую душу.
Через 40 лет,к 1897 году, население увеличилось по сравнению с другими деревнями незначительно - до 1039 человек, а к 1906 году - до 1085 человек. Наделы снижены до 2.9 десятины на 1 мужскую душу. Сравнительное малоземелье, а вместе с ним и относительно слабый рост населения,заставляло крестьян припахивать земли за счет лесов. В одном из документов можно увидеть,что общий размер земельной площади у староильмовских крестьян достиг 2433 десятины. Возможно,что казна и прирезала этой общине, поскольку после реформы туда стали поселяться казенные крестьяне.
Землей владели общинно, частных собствеников не было,они появились только тогда когда можно было купить землю. В 19 09 году это сделали 12 человек: Тузов Т.Д. - 12.9 дес. Дмитриев А.П. - 18.2., Галкин Я.А. - 13.1. Колесников Г.Ф. - 12.б, Селиванов Я. - 11.8, Микушов Ф.А - 11.9, Сафронов С.А. - 13.5, Колесников Р.Е.-12.7,Селиванов М.Я - 17.б, Коваков - 13.2, Овчинников Д.Е - 12.8, Сафронова А.С. - 13.3 дес. Жизнь этих частников была недолгой, уже в 1917 году землю у них отняли.
В настоящее время в селе проживают и чуваши,и русские. У русских в этом селе тоже давняя история. Диалектологи (специалисты по языку и наречиям) считают,что русские сюда пришли из деревень Симбирского уезда Тумба и Окатово. Я же предполагаю, что русские стали появляться после присвоения крестьянам Старого Ильмово статуса удельных крестьян. Русских,возможно, просто переселяли сюда в " организованном порядке" из других удельных деревень. Удельные крестьяне - это разновидность все же крепостных крестьян, где крепостником выступал сам царь. А с крепостными можно было делать все.
По материалам историка-краеведа Николая ФРОЛОВА.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: undefined история Чистопольский уезд