Наш Черемшан

Черемшанский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Наши земляки

Рамзия Гирфанова из Нижней Каменки за семь лет потеряла семерых самых близких людей

16 марта 2010 года принесло большое, ни с чем не сравнимое, горе семье Хусаина и Рамзии Гирфановых. В одно мгновенье их благополучная жизнь разбилась вдребезги, словно хрустальная ваза.

Немало испытаний уготовила мне судьба

Сын Ришат, который находился за рулем автомобиля, и зять Рамиль, погибли в один день в аварии на месте происшествия. Жизнь внучки Альфинур, сидевшей на заднем сидении, оборвалась в больнице. Ей было всего год и четыре месяца. У дочери Ландыш была сломана нога.

– Несмотря на то, что день моего рождения приходится на 16 число, сейчас не люблю эту дату. Как только время начинает близиться к весне, ночью подмораживает, а днем все вокруг тает, на душе начинают скрести кошки, – рассказывает Рамзия Сагитовна, которой 16 мая исполняется 60 лет. – С тех пор прошло уже 13 лет, но этот день невозможно стереть из памяти. События, словно кадры из фильма, поочередно мелькают перед глазами. Это был ясный солнечный день 16 марта. К вечеру немного начало мести. Наш сын – студент Ришат, посадив в машину сестру, зятя и их маленькую дочь, уехали к себе в Альметьевск. Ришат очень торопился, говорил, что у него мало времени, нужно сдать курсовую. Видимо, спешил навстречу своей гибели. Как всегда, я проводила детей до калитки. Позже соседка рассказывала, что я долго глядела им в след. Лично мне так не показалось. Спустя некоторое время, в душу закралась тревога, не знала, куда себя деть. Почему-то начала «барахлить» и стиральная машинка.

Дочь Хусаина и Рамзии – Гульшат приехала к родителям в гости на выходные. Вдруг зазвонил ее мобильный телефон, и она, не вымолвив ни слова, выбежала во двор. 

– Вижу в окне, как Гульшат, плача, с кем-то разговаривает. Когда вышла вслед за ней и поинтересовалась о том, что случилось, она ответила, что ничего. К тому времени она уже, оказывается, поведала отцу о произошедшем. Дети не смогли рассказать мне всю правду, сказали лишь, что произошла авария. Я тут же позвонила дочери Ландыш, услышав ее голос, немного успокоилась. Подумала – живы. О гибели Ришата и Рамиля мне сообщила мама: «И внучка находится в тяжелом состоянии, будь готова ко всему, дочка», – сказала она. В этот момент, словно, солнце померкло, – вытирая слезы, продолжила Рамзия апа. – На следующий день привезли и похоронили Ришата. После омовения мне его уже не показали. Это оставило тяжелый след в душе. 18 марта в дом свахи Равили привезли тела Рамиля и Альфинур. Отца и дочь похоронили в одной могиле, а Ландыш осталась в больнице.

На месте аварии у дороги поставили памятник. Трагедия произошла в Альметьевском районе неподалеку от села Кузайкино. Вот так и растет число памятников вдоль дорог, мирно провожающие путников.

– На месте происшествия я смогла побывать лишь спустя один–два месяца, сердечная рана, только-только начавшая затягиваться, обновилась вновь. Невозможно передать словами эти переживания и боль, – рассказывает мать, не сумев сдержать слез. – Обломки машины до сих пор находились там. Каждый раз, приезжая сюда, сердце обливается кровью, проезжая мимо, стараюсь не смотреть в эту сторону. Чтобы в голову не приходили всякие мысли, читаю молитву. Дети ухаживают за памятником. Красят 
и обновляют цветы.

Мечты, которым не суждено было сбыться

Жизнь молодых только-только началась. Эх, жить бы, да жить! С тех пор, как Рамиль и Ландыш поженились прошло всего два года. Они жили мечтами о будущем. Большие планы строил и Ришат, учившийся на последнем курсе Альметьевского политехнического колледжа. Получив диплом, он собирался в армию. За день до гибели съездил в военный комиссариат. После службы планировал жениться и обосноваться в селе. Но этим мечтам не суждено было сбыться…
Ришат был очень дельным и умелым, вдвоем с отцом построили сарай, отремонтировали баню. Мать с грустью вспоминала, как в 16-летнем возрасте он изготовил плуг для посадки картофеля.

                                                   

– Через несколько месяцев Ландыш вернулась из больницы на костылях. Несмотря на плохое состояние, она старалась не подавать вида, очень хотела жить. Звонила из больницы и говорила: «Сестра, я скоро поправлюсь, ухаживайте, пожалуйста, за родителями». А когда сестра была уже дома, мама плакала в одной комнате, Ландыш – в другой, старались не показывать друг другу слезы, – рассказывает вторая дочь Рамзии апа – Лейсан. – Состояние Ландыш немного улучшилось, она даже набрала вес. Но вскоре, началась проблема с травмированными в аварии ногами.  Мама хотела лечить дома, но сестра решила поехать в больницу. Долго лежала в больницах Альметьевска и Казани, но так и не смогла встать на ноги. Через шесть месяцев родители похоронили второго ребенка.

Когда ушла из жизни и Ландыш, для Гирфановых больше ничто не доставляло радости. Состояние и до этого болевшего Хусаина абый ухудшилось, помутился рассудок. Рамзия апа старалась найти в себе силы, чтобы поддержать и помочь ему. Заботясь о здоровье мужа, они ходили от одного врача к другому. Ей некогда было думать о себе.

 

Оказывается, испытания на этом не закончились    

– Спустя год после смерти Ландыш, мы выдали замуж Гульшат, старались быть терпеливыми, стойкими и жить дальше, – продолжила Рамзия апа. – Оказалось, что на этом испытания еще не закончились, заболел мой отец. В январе 2014 года он ушел из жизни, а в декабре похоронила мужа. За четыре года потеряла шестерых самых близких людей. В те годы для меня была лишь сплошная черная полоса. В голову лезли разные мысли, даже восход солнца не радовал, думала, было бы лучше, если бы я умерла. Ничего не хотелось делать, силком заставляла себя ходить, ночами не могла уснуть. В эти моменты чувства, переполнявшие сердце, наносила на бумагу, сочинила баит, которые посвятила детям. Когда очень скучаю по ним, перечитываю  его.

А судьба продолжала испытывать ее. Через три года оборвалась жизнь матери Рамзии апа. Дочери очень переживали за маму, пытались любыми путями вернуть ее к жизни, ходили по врачам, обращались к ясновидящим и знахаркам.

– Спасибо дочерям, зятьям, родным, если бы не их старания, то сегодня я не беседовала бы с вами. Не знаю, что именно помогло, но я живу, – сказала Рамзия апа. – Правда, и сейчас пью лекарства. Когда плакала, обращаясь к Всевышнему со словами: «Почему ты забрал единственного моего сына?». Мама говорила: «Дочка, пусть Аллах даст тебе таких зятьев, как твой сын». Ее пожелание исполнилось – зятья, словно родные сыновья, помогают мне везде и во всем. Зимой по снегу невозможно ходить на кладбище, а летом часто бываю на обоих кладбищах села (муж и сын покоятся на одном, дочь, зять и внучка – на дальнем). Могилы близких в основном навещаем с дочерью Лейсан.

«Ак калфак» помог мне выйти из депрессии

Рамзия апа, можно сказать, с первых дней начала посещать общественную организацию «Ак калфак», созданную в Нижней Каменке. В 2017 году сельские женщины, собравшись в Доме культуры, занимались рукоделием, постепенно увлеклись и художественной самодеятельностью. У их группы есть и свои гармонисты. В неделю раз устраивают вечерние посиделки, разучивают новые песни, готовятся к различным конкурсам, находят время и посекретничать.

– Посещение этой группы помогло мне выбраться из депрессии. Мы встречаемся, общаемся, разговариваем по душам. С людьми забываешься, – поделилась моя собеседница. – За песнями вышиваем, вяжем, в первую очередь вышили фартуки и платки для выхода на сцену. Если кто-то приготовит какое-нибудь незнакомое блюдо, угощает и делится рецептом. Спасибо моим односельчанкам.

Рамзия апа приобщилась к религии, читает молитвы, вот уже три года ходит на занятия в мечеть, выучила арабскую графику, сейчас читают Коран. Так она находит душевный покой.
Наша землячка не любит сидеть без дела, летом выращивает гусей и уток, кур содержит и зимой. На большом огороде возделывает картофель, лук, есть у нее и теплица. Рамзия апа очень любит комнатные цветы. Проснувшись утром, «разговаривает» с ними. Она часто посещает и социальные сети в Интернете. Баурсак и урама, испеченные ею, тают во рту, к приезду детей печет пироги.

– Главные помощники в огороде – дети. В конце недели с нетерпением жду их приезда. Дочь и зять, которые живут в селе не оставляют меня одну и сама часто бываю у них, – сказала Рамзия апа. – Вот так и живу, утешаясь своими родными людьми. В делах и чтении намаза не замечаешь, как пролетает время. Недавно устроилась на работу – мою полы в сельском Доме культуры.

В 17 лет Рамзия апа вышла замуж за односельчанина. С Хусаином они прожили 34 года. Одна за другой родились четверо дочерей, после них появился на свет их желанный сын Ришат. Дочерей выдали замуж за соседских парней. Но только счастливая жизнь оказалась недолговечной.
Моя собеседница тоскует по родным, ушедшим из жизни, читает их духу молитвы, радуется троим дочерям, троим зятьям и восьмерым внукам. В праздники и выходные дни отчий дом наполняется веселыми детскими голосами.

 

фото и видео Кадрии Гамировой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

2

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев