Дороге М-12 включили зелёный
Шесть с половиной часов займёт у автомобилистов дорога из Москвы до Казани через четыре года. Именно столько федеральные власти отвели на строительство скоростной магистрали М-12. Сегодня это самый масштабный дорожный проект в России. «Татарстан» попытался разобраться, какой эффект от его реализации получит наша республика.
ТАТАРСТАН ВПИСАЛСЯ В ИСТОРИЮ
Старт строительству М‑12 дал Премьер-министр России Михаил Мишустин 10 июля в ОЭЗ «Алабуга» во время совещания по реализации проекта транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Кстати, сроки строительства сократили с восьми лет, определённых при предыдущем правительстве, до четырёх. Об этом в мае 2020 года заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, взявший проект на личный контроль, «чтобы раскачать эту стройку».
О том, что дороге включили зелёный свет окончательно, стало ясно на том же совещании в Елабуге. Глава правительства России сообщил, что сроки конкурсных процедур по М‑12 уже утверждены. К 10 сентября должны завершиться конкурсы среди подрядчиков, а до 10 ноября планируется согласовать все документы по планировке территорий. В госкомпании «Автодор» поставленную задачу считают реальной.
Проект трассы М‑12 Москва – Казань включён в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России на период до 2024 года и является частью создаваемого транспортного коридора «Европа – Западный Китай» протяжённостью 8,5 тысячи километров. Проляжет он от китайского Шанхая до немецкого Гамбурга.
Такие масштабные проекты – безотказное средство преодоления экономических кризисов, создающее спрос на услуги, рабочие руки, технику. А ещё дорога станет драйвером развития для регионов, по которым она пройдёт. Татарстан логически и географически вписался в эту схему. Эксперты утверждают: наибольший социально-экономический эффект после реализации проекта МТМ ЕЗК получит именно наша республика, а также Нижегородская и Самарская области.
КАКОЙ ОНА БУДЕТ?
Как нам сообщили в пресс-центре госкомпании «Автодор», которой поручена реализация проекта, трассе присвоят первую техническую категорию. Это значит, что у М‑12 будет не менее двух полос для движения в каждом направлении, освещение на всей протяжённости и максимальная допустимая скорость до 130 километров в час. Встречные потоки автомобилей разделят, а пересечений, примыканий, разворотных петель и пешеходных переходов в одном уровне не будет. Проектировщики уверяют, что это позволит сократить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на трассе не менее чем в 3,5 раза.
БИЗНЕС НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Закиулла Мингазов, советник главы Верхнеуслонского района по вопросам архитектуры и градостроительства, считает проект будущей дороги потенциально привлекательным для предпринимателей:
– М‑12 – прекрасная возможность организовать на территории нашего района, по которой она пройдёт, придорожный и туристический сервис.
– А есть недовольные среди населения?
– Знаете, кому‑то и солнце мешает. От него жарко и кожа обгорает. Построить новую дорогу, чтобы совсем никого не побеспокоить, естественно, нереально. Разве что пустить её по воздуху на высоте в пару километров. Повлиять на трассировку у жителей возможности нет – в соответствии с законом, проведение публичных слушаний по федеральным проектам не предусматривается. Но здесь же надо понимать, что если чьи‑то интересы и затрагиваются, они вполне компенсируются. В данном случае нужды общества, района, республики, я считаю, должны быть выше. Что касается Верхнеуслонского района, строительство М‑12 особо чьих‑то личных интересов не ущемляет. В прошлом варианте трассировка автомагистрали выходила на правый берег Волги рядом с Кзыл-Байраком и разрезала наше крупное плодоводческое хозяйство в Ямбулатово прямо посередине. Окончательный вариант, по которому дорога будет выходить к мосту между Гребенями и Нариманом, разумеется, для нас более приемлем.
Будущий мост через Волгу позволит жителям всего правобережья республики, Иннополиса, части Ульяновской области и Чувашии добраться по трассе М‑12 до Международного аэропорта имени Г. Тукая напрямую, без заезда в Казань. Если тем же автомобилистам нужно попасть на юго-восток республики, в Казахстан или Оренбуржье, опять‑таки добро пожаловать на М-12.
Представляете, как это удобно? Кроме того, новый мост обеспечит развитие инфраструктуры всего правобережья Волги возле Казани, а также существенно разгрузит транспортный поток на существующем транспортном переходе через реку.
У нас по проекту предполагается два заезда на трассу М-12. Первый – около развилки дорог на Кайбицы и Ульяновск, в самом географическом центре района. Второй – у деревни имени Мулланура Вахитова. Здесь будет уже крупная развязка и транспортный узел площадью практически как сама деревня. Естественно, что эта зона предполагает наличие всех видов придорожного сервиса: автомобильного, заправочного, ремонтного… Здесь мы транзитников и туристов можем «спустить» с дороги – и… завлечь в район на несколько дней его природными красотами. Отовсюду открываются волжские пейзажи – от Верхнего Услона почти до Камского Устья. И тут уж всё зависит от нас – от того, что мы сможем предложить туристам. Кемпинги, отели, рестораны, кафе… Туристические маршруты в районе есть: «Малое Услонское кольцо», «Большое Услонское кольцо», «Жемчужное ожерелье республики». И время, чтобы наполнить их интересным содержанием, тоже имеется. Как и у предпринимателей, которые хотят здесь строить свой бизнес. В районе появятся новые объекты и, как следствие, новые рабочие места.
КОЛЁС МНОГО, ДОРОГ ХОРОШИХ МАЛО
А какие перспективы открывает реализация проекта перед транспортниками? Вот мнение Леонида Наумова, советника генерального директора по развитию акционерного общества «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие № 1»:
– Существующая федеральная трасса М‑7 давно исчерпала свою пропускную способность. С введением в строй М‑12 у нас, транспортников, станет больше плюсов. Даже при том, что она будет коммерческая. Если стоимость проезда, как нам обещает ГК «Автодор», не сделают космической, то издержки сполна должны компенсироваться за счёт уменьшающихся расходов на топливо, амортизацию, время, наконец. К примеру, наше предприятие обслуживает маршрут из Казани в Ярославль. Сегодня мы идём через Чебоксары, Нижний Новгород. А при запуске новой дороги маршрут сократится примерно на 200 км. Согласитесь, это довольно ощутимо.
И всё же для меня как для транспортника больше всего важна безопасность. Статистика показывает, какой значительный эффект даёт новая трасса с точки зрения снижения аварийности и смертности. Рассмотрим в качестве примера трассу М‑11 Москва – Санкт-Петербург. Так вот, количество дорожно-транспортных происшествий в коридоре от Москвы до Санкт-Петербурга за 2019 год сократилось в два раза, а количество смертей – практически в три раза по сравнению с 2016 годом. А вот на М‑7 за 2018 год на участке Москва – Казань произошло 809 ДТП, 188 из них – со смертельным исходом. Прогнозируется, что с вводом новой трассы к 2030 году количество ДТП с трагическим исходом уменьшится до 25. Нужна именно новая трасса хотя бы потому, что она на порядок более безопасна. Это ли не главный аргумент в пользу новой дороги?
ЭФФЕКТ В РЕГИОНАХ Регионы-бенефициары, получающие наибольший социально-экономический эффект после возникновения МТМ ЕЗК: Нижегородская область – 156 млрд рублей; Республика Татарстан – 146 млрд рублей; Самарская область – 141 млрд рублей.
«БУДЕМ КОСИТЬ!»
Что касается вопросов, задаваемых жителями республики, то главные из них вполне логичны: как будут обустроены подъезды к деревням, сколько надо будет платить за проезд по трассе, что будет с существующими дорогами? Ответы на эти вопросы актуальны в основном для тех, по чьим районам пройдёт скоростная магистраль. Среди них и жители Кайбицкого района Татарстана. Об этом на очередной из встреч говорили в августе главы сельских поселений в селе Большие Кайбицы. Рассказывает Рамис Хаялиев, заместитель главы Кайбицкого района – заместитель председателя Совета Кайбицкого муниципального района:
– По Кайбицкому району пройдёт самый протяжённый участок скоростной магистрали. В этом смысле нам повезло, ведь любая дорога – это развитие. Промышленные очаги, перевалочные базы – если у нас завод захотят построить, мы не возражаем. Это же людям работа. Не придётся уезжать от семьи на заработки. Ну, не завод, так что‑то другое появится. Не может не появиться, потому что около дороги размещать производства выгодно, об этом знает любой школьник.
Я услышал о строительстве М-12, когда был в Казани у родственников в гостях. Мне говорят: «Рамис, знаешь, что у вас там пройдёт МТМ?» Как? Какая дорога? Тут же бросился в интернет. И сразу начал переживать: мол, не дай бог, не через нас эта дорога пойдёт! Я один из самых ярых болельщиков за её строительство – и как чиновник, и как житель. Через нас во все времена проходили дороги из центра. Поэтому всегда напрашивалось: если дорога в Москву, то непременно через Кайбицы. Так в результате и получилось. На карте всё отражено.
Когда я говорю на сходах сельчан про дорогу, народ загорается. Вот недавно тут меня спрашивали: «Рамис Рафисович, а кто косить-то будет обочины у магистрали?» Народ рассмеялся, а вообще-то вопрос правильный. Кстати, не только траву косить придётся. Ещё и снег чистить, мусор убирать, обслуживать проезды для сельхозтехники и прогоны для скота. Не из Москвы же приедут это делать. Опять же работа для нас…
Мы работали с проектировщиками автомагистрали довольно тесно и конструктивно. К счастью, они учли практически все наши пожелания. Достаточно оптимально избрали «глухие места». Чтобы кто‑то говорил: «У меня отрезали землю» – такого нет. Всё было очень демократично и корректно.
Подтверждает слова заместителя главы района и Ринат Зиннатуллин, глава Муралинского сельского поселения:
– По первому варианту трасса проходила прямо по нашему старому кладбищу. Мы предложили изменения. Теперь дорогу проектировщики перенесли на 200 метров южнее. Не подошли варварски, приняли наши аргументы.
Виталий Тимофеев, глава Старотябердинского сельского поселения, считает, что им с М‑12 повезло, пожалуй, больше других:
– У нас самое начало дороги в районе. Прямо на границе с Чувашией. Наши жители довольны: кольцевой заезд на МТМ будет от нас всего‑то в семи километрах. А в Москву много народу ездит на работу. По словам Вячеслава Петушенко, председателя правления госкомпании «Автодор», тариф для легковых автомобилей будет примерно 2,5 рубля за километр. Не так уж и дорого. Теперь и в Казань удобнее попасть, и в аэропорт.
А главное – работа будет.
Рамис Хаялиев, завершая нашу встречу, добавляет:
– Многие, кто был на Востоке, восторгаются: «Какой красивый город Самарканд! Чудесная Бухара!» Города-жемчужины, построенные в пустыне, вызывают в людях восхищение и сегодня. А почему они такие красивые? По той простой причине, что в своё время они оказались в центре Великого шёлкового пути, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана… Нет, мы не хотим, чтобы здесь вырос город Кайбицы! Нам своё село само по себе интересно и дорого. Но пусть оно развивается, пусть оживляется с помощью новой дороги инвестиционный климат в районе. Нам есть куда расти…
Алсу Троицкая
Фото автора, предоставлены пресс-центром ГК «Автодор»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен и Телеграм канале Наш Черемшан
Нет комментариев