Наш Черемшан

Черемшанский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
В нашем районе

История села Нижний Чегодай

В 17, да и в 18 веках не было поселения с таким названием. В 17 веке была деревенька Мансурово, в начале 18 века ее стали называть Нижний Ключ, а в 1782 году она официально значилась и под названием "Вновь заселенный Утямыш Нижний Ключ Мансурово". Уже само название поселения расшифровываете историю...

В 17, да и в 18 веках не было поселения с таким названием.

В 17 веке была деревенька Мансурово, в начале 18 века ее стали называть Нижний Ключ, а в 1782 году она официально значилась и под названием "Вновь заселенный Утямыш Нижний Ключ Мансурово". Уже само название поселения расшифровываете историю его заселения. В конце 17 века, когда служилым людям отводили за службу государству личные наделы земли по царским или сенаторским указам, некий Мансур или Мансуров получил такой надел (он мог доходить до сотни десятин) в наших местах по реке Черемшан. Служивые,как правило, не занимались землей, они «обрастали» раз­личными беглыми, свободными переселенцами на правах "захребет­ников", работавших на хозяина на его харчах в надежде получить у него землю в аренду. Так формировалась деревенька Мансуров.

В тридцатых годах 18 века, с постройкой второй Закамской

укрепленной линии, вдоль вала стали селить отставных солдат из всех уголков Российской империи. Деревня за счет их разрослась, число вновь поселенных отставных солдат стало преобладающим, поэтому она стала называться по-русски -Нижий Ключ (Мансурово).

В 1745 году все военные люди Закамской укрепленной линии были переведены на вновь строящуюся Оренбургскую укрепленную линию. Деревня Нижний Ключ (Мансурово) опустела. На опустевшее место переселились люди из самой старой деревни этой округи - Старого Утямышева, и она стала называться "Вновь заселенный Утямыш Нижний Ключ Мансурово". Проживало тогда, в 1782 году, здесь 69 мужских душ ясачных татар и 46 мужчин служилых татар, итого 115 ревизских душ. Не меньше было, надо полагать, и женщин, но их не учитывали в ревизиях и не обкладывали налогом. 46 слу­жилых были приписаны к адмиралтейству, т.е. были лошманами.

Кстати, о налогах того времени. Ясачные крестьяне ­платили казне семигривенный налог (70 копеек в год), оброчную подать в размере 3 рублей в год да плюс 2 процента накладные расходы. 69 ясачных крестьян в общей сложности должны были уплатить казне 260 рублей 40 копеек. Это огромные деньги по тем временам.

Служилые люди, а вернее их потомки, к этому времени тоже были лишены прежнего благополучия и богатства, а иногда были доведены до полного ничтожества. Их даже приписывали к адмиралтейству, в лашманы. Так вот, в 1782 году служилые платили тоже ясачный налог, но больший, чем ясачные крестьяне, примерно 1 рубль 10 коп. в год ту же оборочную подать, но в размере 2 рубля 60 копеек и те же 2 процента накладных расходов.

46 ревиз­ских душ "Вновь заселенной деревни Утямышево Нижний Ключ Мансу­рово" должны были заплатить казне с 1782 году 173 рубля 61 копейку - примерно по 3 рубля 80 копеек на 1 мужскую душу.

Но вернемся к истории. Откуда же и когда появилось назва­ние Чегодай и что оно обозначает? По моей версии, это было следующим образом. Екатерина II, это известный исторический факт, подарила последнему своему фавориту графу Зубову огромный на­дел земли (свыше 7 тысяч десятин) в наших местах. Располагался он в основном по левому берегу реки Большой Черемшан, но часть по правому-за валом. Граф был расточителен и вскоре землю растранжирил, прокутил. Часть ее, по-видимому, приобрели "вновь испеченные" дворяне из татар - Чегодаевы. Эта широко известная фамилия в России сохранилась вплоть до революции 1917 года, потом канула в лету. Деревня стала именоваться Нижний Чегодай (Нижний Ключ Мансурова) - 1859 год. Но Чегодаевы владели этой и другими Чегодаями недолго. Казна выкупила их у помещиков (реформа 1861 года) и крестьяне стали по форме свободными, а на самом деле государственными.

Не лишним будет сказать, что этимология слова Чегодай (Чеготай) - монгольского происхождения, так утверждают специ­алисты по языкознанию. Вообще надо сказать, что история Нижнего Чегодая не ограничивается только описанным выше, она началась гораздо раньше. В 1965 году Татарская археологическая экспедиция обнаружила в 300 метрах к югу от села Нижний Чегодай на левом берегу реки Большой Черемшан местонахождение материальных ос­татков булгарскей культуры. Следовательно, еще в 10-13 веках здесь жили люди, в частности булгары,

В 1859 году в Нижнем и Верхнем Чегодае было 146 дворов, в этот год жителей наделяли землей.

Земля находилась в общем владении с деревней Верхний Чегодай, на две деревни было 3104 десятины удобной земли и 61 десятина-неудобной, в двух дерев­нях проживало 1087 человек: 532 человека мужского пола, 935 женского, но землю дали только на 517 ревизских (мужских) душ- в среднем по 6 десятин удобной земли на душу. В селе уже в 1839 году была мечеть.

К 1900 году число дворов в Нижнем Чегодае увеличилось, их стало 137. Здесь проживало тогда 453 мужчины и 446 женщин, всего 901 человек. Землей по-прежнему владели сообща с Верх­ним Чегодаем. И, наконец, в 1910 году здесь было 190 домов и 1084 человека населения. Наделы земли, естественно, убавились, причем значительно. В двух деревнях одних мужчин было 1137 че­ловек, а земли по-прежнему 3104 десятины. На I душу следова­тельно приходилось только 2,7 десятины. Я не имею сведений о том, сколько хозяйств приобрели землю в личную собственность после Столыпинской реформы, но наверняка таковы были.

В 1930 году здесь организовался колхоз "Политотдел", но деревня стала разрушаться. Из более чем тысячного населения села перед революцией к октябрю 1930 году осталось всего лишь 548 человек.

Николай Фролов, историк-краевед.

Фото Кадыра Гумерова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: В нашем районе Черемшан история села Нижний Чегодай