Наш Черемшан

Черемшанский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
В нашем районе

ИСТОРИЯ СЕЛА КАЗАНКА

Казанку на данном уровне научного знания можно считать самым древним поселением района, археологи обнаружили здесь остатки матери­альной культуры людей,проживающих здесь по меньшей мере 3,5 тысячи лет тому назад,в эпоху бронзы. Чтоэто были за люди? Археологи условно назвали их людьми срубной археологической культуры, название дано по одной характерной особенности захоронения человека...

Казанку на данном уровне научного знания можно считать самым древним поселением района, археологи обнаружили здесь остатки матери­альной культуры людей,проживающих здесь по меньшей мере 3,5 тысячи лет тому назад,в эпоху бронзы. Чтоэто были за люди? Археологи условно назвали их людьми срубной археологической культуры, название дано по одной характерной особенности захоронения человека той эпохи: в ряде случаев могила под курганом обкладывалась деревянным срубом. Кое-что ученым известно о людях эпохи бронзы. Сама эпоха переходная и не особен­но продолжительная (перехода от каменного к железному периоду истории), поэтому здесь можно встретить признаки и той , и другой эпохи. Люди сруб­ной культуры могли жить и первобытными родами во главе с женщиной, но и - племенами, более высокой организации человеческого сообщества. Судя по размеру Казанкинского селища-82.5 тыс.квадратных метров- это было все-таки племя. Люди занимались тогда скотоводством и земледелием. Основ­ное земледельческое орудие-мотыга, бронзовая и железная. Умели плавить металл, делать из него орудия труда, украшения. Посуду глиняную лепили, гончарного круга не знали. Проживали в жилищах полуземляночного типа. Специалисты утверждают, что разговаривали люди срубной культуры на индо-иранских диалектах.

Напомню еще раз: люди срубной культуры проживали под нынешней Казанкой в середине 2 тысячилетия до новой эры, т.е 3.5 тыс. лет тому назад. Считается общепризнанным, что,начиная с 7 века до новой эры и вплоть до 4 века новой эры в Поволжье проживали финно-угры и сарматы (савроматы). Первые были естественным эволюционным продолжением древних племен, в том числе и срубной культуры, вторые, очевидно, пришлые племена.

Но археологи следов ни тех ни других в нашем районе не обнаружили, в том числе и под Казанкой.

Следующим этносом, который проживал на месте нынешней Казанки, были ранние тюрки (1У-1Х век новой эры).Остатки их материальной культуры, ко­торую археологи назвали именьковской, выявлены на том же селище, где проживали раньше люди срубной культуры (вообще под Казанкой-три древних селища). Люди именьковской культуры- это тюрки, они принесли сюда плужное земледелие, культ коня и оружия. Погребальный обряд совершенно иной, чем у людей срубной культуры,- трупы сжигали на стороне, а останки кремации помещали в неглубокие ямы, куда ставили также сосуды из-под погребальной (поминальной) пищи. Нередко в местах захоронения обнаруживают и останки коня (голова, ноги, шкура).На местах поселения ранних тюрков часто обнару­живаются орудия труда- топоры, серпы, клещи, гончарные и металлургические горны, а также оружие -копья, щиты, кинжалы.

Ранние тюрки были не только оседлыми земледельцами, но и воинами. Земледелие- подсечно-огневое, плужное. На древних их селищах часто встречаются хозяйственные ямы, погреба с остатками зерна. Лошадь (конь) использовалась не только для войны, но и как тягловое животное. Пришли ранние тюрки в наши края с востока. Алтая, пришли, вытесняемые или увлекае­мые с собой гуннами (375 год новой эры). Кем, каким конкретно этносом они были, у ученых нет единого мнения, но одно из них-буртасы, восходящие от древнего кипчакского рода кересы (кереи). По мнению того же автора именно кипчаки-кересы привнесли названия мест со слогом каз(гусь) - казак, чирукас (черкас). Казань, Казанка, казбетлар, казыевские татары и т.д.

Под Казанкой обнаружены и остатки булгарской материальной культуры- керамика домонгольского периода. Какое конкретно, булгарское племя (а их входило в булгарское государство не менее 20 ) жило под Казанкой -неизвестно. Может быть те же самые кересы-кипчаки, а может и суасы - древ­ние предки чуваш.

Итак, археологами точно установлено, что в районе нынешней Казанки (в километре полтора к северо-западу и северо-востоку) жили, начиная с середины второго тысячелетия до новой эры, племена срубной культуры, потом IY века новой эры, т.е. Ивеков,-археологический провал, нет сведений, затем ранние тюрки, потом-с IX века -булгары.

Относительно периода Казанского ханства нет убедительных научных данных, о существовании поселения в этом месте хотя на карте Казанского ханства в районе нынешних деревень Таяба и Эштебенькино-три древних (без названия ) поселения: два на левом берегу реки, одно (Казанка?) на правом.

Первое письменное упоминание деревни Казанка, имеющееся в моем распоряжении в данный момент, датируется 1886 годом, хотя предполагаю есть и более ранние публикации, но до них еще "не добрался". Под 1886 же годом значится: "Казанка (Ховрат): русских домохозяйств 75, чувашских 46, проживает 297 мужских и 283 женских душ, всего 580 человек". Второе более старое название- Ховрат возможно, связано с название речки-Ховратка, протекающей здесь же и сохраняющей свое название и до сих пор, а возможно исходит от искаженного Хорват. Во времена пугачевщины был с такой фамилией полковник, возглавлявший отряд правительственных войск по разгрому восстания, Полковник Хорват мог получить здесь землю за разгром восстания это случалось часто, а по обыкновению того времени владетельная земля приобретала название по фамилии хозяина.

Теперь о населении. Несомненно, что первыми, коренными жителями были чуваши. Чуваши вообще-аборигены наших мест, их прапредки-суасы- булгары. Часть суасов под натиском монголов ушла за Волгу, а часть осталась. Следы чувашей на Малом Черемшане (Алькеевский район, с.Тежбердино) зафиксированы письменно в начале XIY века на реке Большой Черемшан (также из письменного источника) - в середине XYII века.

Начиная с периода падения Казанского ханства, чуваши вновь возвра­щаются на свою прародину, и есть сведения что Старое Сережкино они обосновали еще в конце 16 века. Вторая волна их пришла из-за Волги через промежуточное пристанище на реках Ушке и Майне в конце 17 века, и наконец, третья, самая массовая волна- в первой трети века 18 в период насильственной христианизации нерусских народов. Так что чуваши в Казанке могли быть с самых древних времен, по меньшей мере- с периода Булгарского государства.

Русские в Казанку пришли значительно позднее- в первой четверти 19 века. Изучение диалектов в Закамье показало, что русское население в Казанке не только "акает", но и "икает",что характерно для населения Пензенской губернии. А переселение людей оттуда к нам в Закамье, наиболее интенсивно шло В1817-1820 годах. К 1910 году население Казанки выросло до 837 человек, но надельная земля оставалась в прежних размерах-1346 десятин, которой крестьяне владели общинно, никаких помещиков здесь не было.

В административном отношении дореволюционная Казанка относилась к Верхне-Кармальской волости Бугульминского уезда Самарской губернии.

В советское время (до образования Первомайского района) она входила в Черемшанский сельский Совет Черемшанской волости Бугульминского кантона.

Из фактов, относящихся к Казанке революционного периода я распологаю только двумя: летом 1918 года в Казанке у учителя Михайловского скрывался от белогвардейских карателей Белоклоков А.Г., организатор Советской власти в Бугульме и уезде, а в апреле 1919 года около Казанки был убит Гурий Захаров, бывший дьякон Михаилархангельской церкви, в советское время- секретарь Черемшанского сельсовета.

Колхоз под названием "Красный партизан" был создан в Казанке в 1930-м куда вошли в начале 12 крестьянских хозяйств во главе с приш­лым солдатом Канаевым Терентием. В тот же год противники колхозов сожгли колхозный амбар, зарезали 12 лошадей.

Но через 5 лет колхоз "Красный партизан" был в числе передовых в районе. Его бригадир Зайцев участвовал как мастер высоких урожаев на первом Всетатарском слете передовиков весной 1936 года. Именно в этом колхозе был построен и функционировал единственный в районе колхоз­ный санаторий (30-е годы).

С 1930 года в Казанке -собственный сельский Совет. В него в 1930 году входили кроме Казанки поселки советского происхождения: Пробуж­дение (38 человек населения) и Заря Братства(36 человек). В самой Казанке на октябрь 1930 года значилось 340 человек русских и 321-чуваш.

Из руководителей тридцатых годов известны Кобылин Павел -председатель сельского Совета, Гаврилов -председатель колхоза. Впрочем, те и другие часто менялись.

Коснулись Казанки и репрессии. Перед войной были арестованы Арефьев С.А. и Страдухин X.Г. оба безвинно пропали в тюрьмах и лагерях.

На фронтах Великой Отечественной погибло около 100 казанкинцев.

К 1940 году в Казанкинском сельском Совете исчезли поселки Пробуждение и Заря Братства, но появился поселок под названием Искра, а с 1956 года сюда стал входить и поселок Свобода (Свободный пахарь).

К 60-м годам пошли серьезные изменения: исчез Казанкинский сельсовет, потом и сам колхоз - присоединили к Черемшану. С семидесятых жизнь здесь стала хиреть, народ - разбегаться. Обычная судьба так называемых малых деревень, хотя "малыми" их сделала сама Советская власть. Восстановление Казанки началось с конца 80-х- начала 90-х годов. Сейчас там, как и везде, новые, теперь уже экономические трудности, но нет никакого сомнения в том, что жизнь здесь не угаснет, ведь она длится в этом месте 3.5 тысячи лет.

Николай Фролов, историк -краевед.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Черемшан села история