На родительском собрании в Беркетключевской школе обменивались опытом по химии
2023 год – Год педагога и наставника
Мне, по некоторым причинам, в 8 класс в 1965 году пришлось пойти в Беркетключевскую школу. Ходить в другое село было тяжело. В шесть часов выходила на дорогу, проходила 5 километров и успевала на урок. В то время не было одежды, чтобы одеваться по погоде. Дождь, метель, сильный ветер пробирали до костей.
1 сентября, сев на свой велосипед, я отправилась в Беркетключевскую школу. Моя бабушка была из этого села, поэтому и родственников здесь было много. Оставила «железного коня» у Ибрагима бабая, направилась в школу. Директор школы Гаяз абый Фархутдинов (ныне покойный) определил меня в 8 «А» класс. В 8 «Б» классе учились знакомые девочки и я хотела туда. Несколько дней вынашивала идею перехода из «А» в «Б» и вот выдался случай – Назия Сулейманова сказала: «Расима, переходи в «Б», а я – в «А», так как мы живем в нижнем конце села». Вот так я оказалась в 8 «Б» классе.
Классная руководительница Фарида апа преподавала татарский язык. Сейчас ее уже нет в живых, она была очень отзывчива ко мне. По математике нас учила Миннур апа из Лашманки. Какая она была красивая! Я на каждом уроке восхищалась ею, да и уроки она вела хорошо. Однажды я сказала девочкам: «Эх, девчонки, если бы была парнем, то никому не отдала бы Миннур апа, она такая красивая, чего стоят ее черные, длинные волосы!». Эти слова услышала и сама Миннур апа и каждый раз, увидев меня, улыбалась. Химию преподавала Сажида апа Садыкова. Отличные давала нам знания, но почему-то мы не слушали ее. И все же она смогла пробудить заинтересованность к своему предмету, а самым запомнившимся было родительское собрание.
…На собрании Сажида апа решила показать с нашим классом опыт. До сих пор в памяти длинный школьный коридор. Перед родителями поставили большой стол. На нем учительница установила спиртовку. Крышка была закрытой. Я должна была смочить носовой платок сначала в воде, потом в эфире и, открыв крышку спиртовки, сжечь его. То ли я растерялась, то ли накапала побольше: огонь задел руки и немного лицо. Видели бы, как Сажида апа испугалась: широко раскрыла глаза, щеки горят огнем! Гляжу на нее, а сама продолжаю рассказывать про опыт. Зато платок не сгорел, обрадовалась я. Одна женщина в зале произнесла: «Благо, деточка, что ты сама не пострадала».
Через год и одноклассники из моего села пришли сюда в 9 класс. В сентябре мы ходили домой, а потом стали жить в интернате возле клуба. Мы и дети из Чумачки и Черного Ключа разделились по четырем комнатам. В то время завучем работала Рахима апа, она была очень добродушной, преподавала географию. Помню, как она как-то спросила: «Ну что, Расима, ты привезла из своего села сметану или обрат?». Это она имела ввиду – хороших или плохих учеников.
Физкультуру преподавал Рауф Гатин. Хочу написать об одном интересном случае, произошедшем на его занятии. Это был конец мая. Мы вышли играть в футбол на площадку за мостом. Вдруг Рауф абый вызвали в школу. А нам только это и было нужно: он удалился, а мы дружной толпой прыгнули в Шешму и накупались от души. Не помню, рассердились на нас тогда или нет. Однако больше физкультурника не отрывали от нашего урока.
В тот год зима была очень холодной. Гаяз абый вошел в кабинет истории в шапке-ушанке и опустив голову сказал: «Дети, вам делаю предупреждение за то, что вы входите в класс в шапке, а сам вот зашел в ней – заболел».
Молодая учительница по имени Бриллиант начала преподавать английский язык. То ли из-за того, что она была молодой, мы не слушались ее, даже на урок не хотели заходить. Сговорились с классом и решили сбежать с ее урока. Вдобавок и причина нашлась: не видно учительницы, видимо, опаздывает. Мы ушли домой. Только пришли в интернат, как нам сообщили, что умер Гаяз абый. Где уж там думать о еде! Быстро собравшись, помчались к дому Гаяза абый. Нашего любимого директора уложили в передней части комнаты, рядом сидела его жена Рашида апа. От слез покраснели глаза. Но не желая показывать нам и ранить детскую душу старалась утешить нас: «Ну вот, дети, ваш директор спит».
На три дня учебу в школе отменили. Поэтому мы отправились в Черный Ключ. В день похорон Гаяза абый его тело положили на площадке возле клуба и организовали прощание. Без нашего любимого директора школа казалась нам неуютной, пустой. Словно, Гаяз абый забрал с собой свет школы.
После Гаяза абый директором стал учитель истории Рашит абый Музаффаров. И историю мы изучали на родном языке.
Биологию преподавала Рахиля апа Магсумова: она была очень требовательным, сильным, образованным наставником. Завуч и учитель татарского языка Василя апа хотя и была суровой, все же сумела подобрать ключи к душе учеников, привила любовь к своему предмету. Может быть поэтому мы любили ее.
Если в 9-ом в двух параллельных классах учились 42 человека, то в 10-ом осталось 28 детей. Мы, 17-летние ученики, для наших наставников все еще оставались детьми. Наша классная руководительница, учительница русского языка Ира апа Кадермиева была заботливой, как мама. Перед сдачей выпускных экзаменов Ира апа заболела и ее положили на лечение в районную больницу. Принимать экзамены из района направили Валентину Владимировну. Как мы боялись! Однако Иру апа не подвели, все успешно сдали экзамен. Она вернулась из больницы только в дни вручения аттестатов, чтобы проводить нас в большую жизнь. Расставаясь со школой, договорились встречаться каждые пять лет и разъехались по разным сторонам.
Мы остались верными своему обещанию – каждые пять лет устраивали встречу одноклассников. С радостью приезжали и на встречу с Ирой апа. не могли наговориться с классной руководительницей. Несмотря на то, что сами стали родителями, бабушками и дедушками, советовались с ней, делились радостями. Ира апа относилась к нам, как к своим детям, давала мудрые советы. Мы восхищались ее и в 2013 году, в дни празднования 45-летия окончания школы. К сожалению, никто не мог догадываться, что эта встреча с классной руководительницей была последней.
Сегодня из наших учителей жива одна Луиза апа. Она живет в Беркет Ключе. Миннур апа – в Старом Утямыше, она долгие годы работала директором школы.
Школа, находящаяся на берегу Шешмы, до сих пор в нашей памяти. Наши великодушные наставники, сердились ли вы на нас – этого не помним.
После окончания школы прошло уже 55 лет, но многие события сохранились в памяти. Несмотря на то, что фамилии некоторых учителей забылись, их имена и лица все еще перед глазами.
Расима Хайруллина (Сулейманова).
с. Туйметкино.
Фото из архива.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен и Телеграм канале Наш Черемшан
Нет комментариев