Беркетключевский ветеран тоскует по молодости
Пока нет особой работы, вот сижу и разматываю клубок воспоминаний. Передо мной лежат два документа: один - о вступлении в 1955 году в самостоятельную жизнь – трудовая книжка, второй - удостоверение депутата Беркетключевского сельского Совета Лениногорского района ТАССР 1963 года. Держу в руках знак «Ударник коммунистического труда», врученный за многолетний труд на обработке свеклы. Это еще только то, что сохранилось…
Мои родители создали семью в 1935 году. Мама пришла в дом отца, как говорится, «одиннадцатым ртом». Тяжелые это были годы. Поэтому они уехали в Архангельск. На чужбине родилось трое детей: две дочери и сын. Когда началась война, отец решил вернуться на родину. Одна из дочерей погибла в дороге.
Приехав в село, семья обосновалась в небольшой, старой избе. Но отец прожил недолго из-за болезни. И в это время на свет появилась я. Мама моей мамы была слепая, и когда она спросила отца: «Что, ребенок родился?» - он ответил: «Не ребенок, мама, а беда». Видимо, дела у него уже были очень плохи. На руках мамы – трое детей, старая изба, которую топить было нечем, словом, голод и холод, шла война. Когда мне было три месяца, сестре – четыре года, брату – два, отца не стало. У мамы не было никакого богатства кроме троих детей. Наверное, в то время нашим матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, придавал силы и помогал выжить только Всевышний.
Жизнь не стоит на месте, «колесо» истории постоянно крутится. В то время в школе была семилетка. Разыя апа и Хабибулла абый после окончания семи классов уехали на сторону – нужно есть и одеваться. В 1955 году и я закончила седьмой класс. Однажды заведующий свинофермой Гумер абый Сулейманов рано утром пришел позвать меня на работу. Мама как раз читала намаз. В то время я была худенькой и щупленькой.
После намаза мама сказалаГумеру абый: «Не дай Бог споткнется где-нибудь, тогда не поздоровится и тебе, и мне». И тем не менее есть хочется каждый день, да и одежда нужна. И я пошла на свиноферму, где проработала пять лет. Там, как говорится, уверенно встала на ноги. Живя, можно сказать, впроголодь, в нищете, поднялась до уровня депутата. Что ни говори, а раньше руководители были намного справедливее. Видимо, судьбой мне была предначертана жизнь в селе. Я была помощницей мамы, нравилось работать в поле. Слава Аллаху, в любой отрасли наш труд оценивали по достоинству, за что я искренне благодарна руководителям.
В 1964 году мы создали семью с парнем нашего села Минхамматом Валимхамматовичем. Отец моего мужа погиб на вой-
не. Жили со свекровью и сестрой мужа Рашидой, правда, небогато, но раз уж создали семью, то нужно терпеть и стойко преодолевать трудности. Один за другим родились сын Мидхат и дочь Ландыш. А вот третий ребенок прожил недолго. Время было тяжелое и тем не менее я тоскую по годам молодости. Словно злой рок подстерегал - после восемнадцати лет совместной жизни муж погиб в аварии. Я и сама долго лечилась в больнице, получив травмы в той аварии. Это был 1980-й год. Сын учился в восьмом, дочь – в пятом классе. Пока я лежала в больнице, мама и дети вели хозяйство. Свекровь прожила после гибели сына 27 лет. Теперь уже и ее давно нет в живых.
Когда женился мой сын, свекровь обрела еще одну невестку. Слава Аллаху, мы прожили с ней душа в душу 45 лет, и вот уже 22 года живем с сыном и невесткой. Дочь обосновалась в районном центре. Моей мамы не стало в 75 лет. Сестра живет в Саратове. Оглядываюсь на прожитые годы и кажется, что 80 лет - это слишком мало. На нашу долю выпали голод, холод, разные болезни. Главное, чтобы царили мир и покой, и дети были здоровы и живы.
Последние 15 лет я работала дояркой на ферме. Где бы ни трудилась – всегда находилась в числе передовиков. И всегда людям нашего поколения придавали силы жить и работать песни. Так будем же здоровы!
Назия Мустафина.
с. Беркет Ключ.
Фото: из архива Назии Мустафиной.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен и Телеграм канале Наш Черемшан
Нет комментариев