В последние годы Кукморский район слывет успешным в области обеспечения населения работой. С опытом кукморцев ознакомилась и делегация нашего района. Своими впечатлениями от поездки, увиденным и услышанным там по нашей просьбе охотно поделился глава Туйметкинского сельского поселения Джамиль Муртазин.
В Татарстане нет, наверное, человека, не слышавшего о кукморских валенках. Мы...
В последние годы Кукморский район слывет успешным в области обеспечения населения работой. С опытом кукморцев ознакомилась и делегация нашего района. Своими впечатлениями от поездки, увиденным и услышанным там по нашей просьбе охотно поделился глава Туйметкинского сельского поселения Джамиль Муртазин.
В Татарстане нет, наверное, человека, не слышавшего о кукморских валенках. Мы осведомлены и о том, что животноводство в этом районе - продвинутая отрасль. А вот то, что там немало занимающихся возделыванием лука (к чему жители нашего района уже «остыли») и получающих от этого немалую прибыль, и что возле ворот животноводческих ферм растут цветы, для меня стало диковинным открытием.
В Кукморском районе нас сначала свозили в населенный пункт «Пчеловод». Село расположено в таком же красивом уголке природы, как наша Чумачка, и по размеру примерно такое же. Роберт Дмитриев создал здесь семейную ферму, на которой насчитывается около пятидесяти голов крупного рогатого скота. В основном, он занимается производством молока, литр которого реализует по 12 рублей 90 копеек, а его себестоимость (затраты на производство) - 9 рублей 50 копеек. С каждого литра продукции фермер получает прибыль в три рубля 40 копеек. Кроме живности у Роберта есть и пахотные земли. Поголовье скота он рассчитывает увеличить. В общем, с каким бы фермером мы ни беседовали, каждый планирует «расширяться», увеличивать животноводческие помещения.
Житель другой деревни - агроном-пенсионер предпочел заняться «бизнесом», знакомым и в наших краях: выращивает лук-севок на участке в три гектара. «Чернушку» сеет трактором со специальной сеялкой. Если первый раз посевы он обрабатывает гербицидами, то на прополку нанимает людей. Нет проблем и с реализацией севка. У него есть свои клиенты-оптовики.
- Самое трудное - обеспечить сохранность севка, - говорит агроном.
Отказавшись от содержания живности, он переоборудовал сараи под склады для хранения семян, сделав вентиляцию и утеплив помещения.
Мы ознакомились с деятельностью фермера, занимающегося овцеводством. Оказывается, шерсть он продает изготовителям валенок (по 80 рублей за килограмм). Его овцы - самый «ходовой» товар в дни Курбан-байрама.
Проезжая по улицам кукморских сел, невольно обращаешь внимание на то, что каждый житель занят каким-нибудь делом, праздно шатающихся не увидишь. Возле домов много техники, которую сельчане купили за «бесценок» во время распада колхозов в Удмуртии.
В этих краях дома строят не очень большие. Удивительно красиво, скромно, но со вкусом возводят здесь жилье. Да и на улицах чистота и порядок.
Чувствуется, что кукморцы относятся к делу с любовью и ответственно. Кажется, даже при слове «работа» у них загораются глаза.
К сожалению, наш народ по сравнению с ними пока заметно пассивнее. Многие у нас еще не решаются браться за большую, трудоемкую работу. Правда, у кукморцев немалую помощь начинающим заниматься собственным делом оказывает местное руководство. Специалисты сельского хозяйства, можно сказать, ни на шаг не отходят от фермеров. Об этом нам говорили сами фермеры.
Джамиль Муртазин