Наш Черемшан
  • Рус Тат
  • История села Карамышево

    Историки давно интересовались этим селом. Еще в 1850 году историк К. Иванин обнаружил и описал древний, булгарского периода, оборонительный вал между деревнями Нижняя Каменка и Ивашкино. Возможно, сделал тогда предложение К.Иванин, вал проходил и через Карамышево. Само поселение Карамышево автор считал древним сторо­жевым пунктом. Казанский историк Н.И.Золотнитский позднее само название...

    Историки давно интересовались этим селом. Еще в 1850 году историк К. Иванин обнаружил и описал древний, булгарского периода, оборонительный вал между деревнями Нижняя Каменка и Ивашкино.

    Возможно, сделал тогда предложение К.Иванин, вал проходил и через Карамышево. Само поселение Карамышево автор считал древним сторо­жевым пунктом.

    Казанский историк Н.И.Золотнитский позднее само название поселения - Карамышево - возводил от тюркского кара - смотреть (сторожить, караулить), а поселение относил к караульному пункту. Древнее городище при нынешнем селе Кутема историк считал продолжением древнего вала между Ивашкино и Нижней Каменкой . Все это описано в книге первого казанс­кого археолога М.С.Шпилевского. "Древние города Казанской губернии", Казань, 1877 год.

    В 1970 году уже советский археолог Р.Х.Фархутдинов решил прове­рить эти данные дореволюционных историков. Древний вал названный карамышевским, советский археолог нашел в одном километре к югу и юго-востоку от села Карамышево. Длина вала 8780 метров, тянется он к селу Ивашкино. Кутема с ее древним городищем остается несколько в стороне. Ниже по реке Шешма, но уже вне пределов нашего района, есть еще два точно таких же вала, соориентированных перпендикулярно к реке.

    Крепости в Ивашкино, Кутеме, система оборонительных валов вдоль реки Шешма (есть предположение, что точно такой же вал и в районе села Шешминка, позднее оформленный в Закамскую укрепленную линию) все это говорит о том, что в нашем районе проходила глубокоэшелонированная оборона древних булгар против монголов. Эти оборонительные сооружения видел летом 1236 года, за несколько дней до нашествия монголов, венгерский монах Юлиан, разыскивающий здесь своих предков (протовенгров).

    Несомненно, Карамышевский вал использовался как оборонительное сооружение и при отпоре монголам, а Булгария 15 лет сопротивлялась им и в более поздние времена, в период Золотой Орды - в сражениях между ханом Тахтамышем и Тимуром. Какое племя булгар конкретно жило в то время в районе наших деревень Карамышево, Ивашкино, Кутема,- сказать определенно трудно , но то , что жизнь здесь была, начиная , по крайней мере с начала XIII века, очевидно; продолжалось она и далее. Известно, в наших местах существовало ряд княжеств с центрами в Джукетау, Чаллах, и в Тубулгутау (ныне в районе Никиткино на реке Шешма) .

    Поэтому отсутствие здесь поселений в период Казанского ханства кажется странным. Отсутствовали не сами поселения, а сведения о них .

    Я же уверен, что само название села Карамышево появилось именно в период Казанского ханства и связано оно с вполне исторической личностью- кипчаком Карамышем, который был огланом Казанского ханства, т.е. предводителем войска, конницы. Но прославился он не как военноначальник, хотя, возможно, и были у него боевые заслуги, а тем что накануне паде­ния Казани, в октябре 1551 года, участвовал в заговоре против русского ставленника Шаха-али, и в числе 71 заговорщика был предательски убит Шахом-али. Как и другие влиятельные люди ханства, оглан Карамыш владел землями, причем значительными. Наше Карамышево и было закамской вотчиной оглана Карамыша. Но была и еще одна - на правом берегу Волги, в бывшем Чебоксарском уезде Яльчикской волости, там тоже долгое время прослеживалась деревня Карамышево, впоследствии - Богос­ловское Карамышево. Первоначальным было все же наше село, ибо сам кипчакский род Карамышей происходил из Закамья, да и вообще, свиде­тельствует чувашский ученый В.Д.Дмитриев. Почти все материнские (первые) села Чувашии основаны выходцами из Закамья. В конце 16- начале 17 веков пошел обратный процесс: люди с правого берега Волги потянулись снова в Закамье.

    Нынешнее население села тоже считает своими предками выходцев из Комсомольского и Цивильского районов Чувашии, переселившихся сюда в конце 17 - начале 18 веков .

    Первое письменное свидетельство о населении села Карамышево, име­ющейся в моем распоряжении, это итоги ревизии в 1780 году, где бук­вально записано : "деревня Нижняя Карамышева : служилых татар 25 ревиз­ских (мужских) душ. Тут же под названием деревни Карамышевой прожи­вает 10 крещеных татар и 39 душ ясашных татар". Как расшифровать эту запись, какая из деревень - Нижняя Карамышева, или "просто Карамышево" старее? По здравому смыслу вернее предположить, что более ранней была деревня просто Карамышева, иначе бы не было нужды отделять новое поселение Нижняя Карамышева определением Нижняя. Нижняя -в отличие от прежнего, уже существовавшего Карамышева. Это предполо­жение подтверждает и социальный состав этого "просто Карамышева" , население - ясачные крестьяне. Категория ясачные крестьяне - это атрибут Казанского ханства, они и пошли только оттуда.

    В период первой Закамской черты ( 1656 год ) в районе уже существущей деревни были поселены и служилые (военные) люди из татар-мишар для охраны закамских земель от набегов ногайцев, калмыков, башкир. Необходимым условием вообще для служилых людей было принятие ими православной веры (хотя бы формально). Поэтому - то они и поселились отдельно - в Нижней Карамышеве.

    В начале 18 века особенно сильно шла христианизация нерусского населения. Именно тогда сюда подселили крещеных татар (или заставили креститься проживающих здесь издавна татар-мусульман).

    Итак по моей версии: первыми поселенцами в с. Карамышево были ясачные крестьяне, ведущие свое происхождение из периода Казанского ханства (15 век). В конце 17 века сюда поселили служилых (военных) людей, в начале 18-го стали подселять крещеных. Было, естественно, и вольное переселение за счет беглых. Они тоже как-то пристраивались. Известно, например, что в 1704 году всех беглых в нашей округе перевели в разряд "ясашных" крестьян.

    Перед земельной реформой 1861 года (по сведениям 1859 года) в "Списке населенных мест Казанской губернии" деревня Карамышева уже значится единой, без подразделения на Нижнюю и просто Карамышево. Здесь тогда насчитывалось 128 дворов, где проживало 387 мужских и 42 женских душ казенных крестьян. В селе уже тогда имелась мечеть. В 1858 году карамышевским крестьянам было выделено 1797 десятин удобной земли - по 5 десятин на каждую из 397 имеющихся тогда мужских душ. Но население росло: 678 человек в 1858 году, 1306 - в 1897 году, 1580 -в 1906 году. Наделы, естественно, мельчали, и к 1910 году они составляли только 2,5 десятины на 1 мужскую душу. В районе это одна из самых обделенных землей деревень. Меньше, чем в Карамышеве, земли было только в Нижней Каменке. Но ограниченные земельные возможности не сдерживали рост населения. В 1906 году здесь уже было 269 крестьянских хозяйртв, то ест село выросло за 50 лет больше, чем в 2 раза. Землей владели общинно, никаких частных владельцев земли здесь до 1906 года-начала Столыпинской реформы не было. После нее, естественно, появились. В настоящей статье нет места для анализа вопроса, как жили дореволюционные карамышевцы, ограничусь лишь замечанием общего порядка: благосостояние крестьян дореволюционной России вообще меньше всего было связано с размерами земельного участка, "пагубная" роль так называемого безземелия сильно преувеличена марксистами. Были другие, более значительные причины бедствования крестьян и первая из них - государственное влияние вмешательство, засилье .

    В административном отношении деревня (село) Карамышево входило в Кутеминскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии, а с 1920 по 1930 год - Чистопольского кантона Татарской АССР .

    С образованием в 1930 году Первомайского района Карамышево стал административным центром, здесь был учрежден свой сельский Совет, куда сначала входила только одна деревня. Проживало тогда на 1 октября 1930 года в Карамышеве всего лишь 1000 человек (вместо 2 тысяч предреволюционных ): войны , революции , индустриализация, коллекти­визация сильно уменьшили количество населения. К сороковому году Карамышевский сельский Совет объединял уже кроме собственной деревни, ряд поселков советского происхождения -Ашальче (Яшавче), Саклык (Братство). В 1956 году в этот сельский Совет включили и Аккиреево, в 1960 - Ивашкино, Нижнюю Каменку, Иншар .

    В 1966ом из него "отняли" Ивашкино и Аккиреево, в 1986-м Нижнюю Каменку. Поселки, кроме Яшавче, тоже исчезли. Нынче этот сельсовет (местное самоуправление) объединяет две деревни: Карамышево и Яшавче. Колхоз "Алга" существует с самого начала коллективизации. Светлым пятном в его истории, несомненно, следует считать 70-е годы , когда здесь строился гигантский комплекс по выращиванию телок. Но связан­ные с ним надежды не материзовались в полной мере, не осчастливили карамышевцев, хотя жизнь в те годы и стала заметно лучше. Сейчас похоже проживающие здесь люди начинают все больше и больше пони­мать : надеяться надо только на себя. Это вернее и надежнее. Почти тысячу лет длится на этой земле жизнь, и только в период Булгарского государства проживающие здесь были свободными, независимыми граж­данами, просто жителями. Да еще несколько лет после столыпинской реформы до февральской революции (процентов 15 населения). Все остальное время, в том числе и советское, люди находились под эгидой дарства. И этим все сказано.

    Николай Фролов,

    Историк-краевед.

    Фото Кадыра Гумерова

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Наш Черемшан

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: