Наш Черемшан
  • Рус Тат
  • 6 ноября - День конституции Республики Татарстан

    Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого  учреждаются основные принципы устройства общества и государства, определяется субъект государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляются охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

    Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают ряд сущностных черт. Основной из которых является особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

    Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный, первичный характер конституционных установлений. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета: единственным источником власти, то именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

    Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества — политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

    Конституцию отличают и особые юридические свойства. В частности, к ним относится:

    верховенство конституции;

    высшая юридическая  сила;

    ее роль как ядро правовой системы;

    особая охрана конституции;

    особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

    Разработка и принятие  Конституции Республики Татарстан

    Развитие политических событий в начале 90-х годов и изменение статуса Республики Татарстан предопределили историческую необходимость выработки нового Основного Закона республики.

    Реклама

    24 августа 1990 года в Казани прошел многолюдный митинг с требованием принять Декларацию ТССР «О государственной суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» и 30 августа 1990 года Верховным Советом данный правовой акт был принят. Документ исходит из необходимости формирования новых федеративных отношений тогда еще в СССР, укрепления ее как многонационального государства, реформирования федеральных и местных органов власти, установления баланса интересов центра и регионов, осуществления права республики на самоопределение, самостоятельное решение ими политических и социально-экономических проблем.

    Постановлением Верховного Совета Татарской ССР от 31 августа 1990 года № 337-XII была образована Конституционная комиссия по подготовке изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Татарской ССР.

    После распада СССР, в условиях новой России, последовательно воплощая в жизнь основы, заложенные в Декларации, на основе итогов народного обсуждения, 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял новую Конституцию Татарстана. В ней нашли отражение современные идеи и принципы построения многонационального демократического государства.

    День 6 ноября 1992 года стал поистине историческим для Республики Татарстан. В этот день была принята новая Конституция республики, открывшая широкие возможности ее государственного развития в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и итогами народного голосования (референдума) 21 марта 1992 года. Необходимо отметить, что подготовка и проведение референдума проходили в соответствии с принятым Верховным Советом Республики Татарстан постановлением от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума республики по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». По данным Центральной комиссии референдума на поставленный в бюллетене референдума вопрос: «Согласны ли вы, что Республики Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров»  «да» ответили 61, 4 процента граждан Республики Татарстан от общего числа всех принявших участие в голосовании. Это составило 50, 3 процента от числа всех жителей республики, обладающим правом участия в референдуме.

    Более 2-ух лет шла работа Конституционной комиссии Республики Татарстан над проектом нового акта, в ходе которой тщательно изучались данные науки и практики конституционного строительства зарубежных стран, замечания и предложения граждан республики, поступившие в итоге обсуждения проекта Конституции. Проект широко и заинтересованно  обсуждался на сессиях Верховного Совета республики, городских и районных Советов народных депутатов, в трудовых коллективах, общественных организациях, средствах массовой информации.

    Успешно прошел проект Конституции международную правовую экспертизу, подтвердившую его соответствие международным демократическим стандартам.

    6 ноября 1992 года в нашей республике впервые за ее историю был принят принципиально новый Основной Закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка и обязал государство на деле соблюдать и защищать эти базовые ценности.

    Всего за период действия Конституции Республики Татарстан с момента ее принятия — 6 ноября 1992 года —  было принято 16 законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию. При этом необходимо отметить, что Конституция 1992 года была принята в условиях, когда еще не сложились многие представления об институтах демократической государственности, практически отсутствовали полноценные политические партии, идеология общественного развития в обновляющем социуме, четкое понимание статуса республики и ее места в системе российского федерализма. Отсюда – и ряд серьезных недочетов, которых просто не мог избежать этот документ в момент своего рождения. Так, недостаточно полно и конкретно был сформулирован ряд основных прав и свобод, а равно их гарантий, представляемых человеку и гражданину. Следы прежних, устаревших представлений несли на себе статьи, регулирующие систему Советов, местное самоуправление, статус народного депутата. Принцип разделения властей только декларирован, что оставлял слишком широкий простор для его произвольного толкования.

    Говоря о недочетах Конституции республики, следует учесть, тот фактор, что Основной Закон Республики Татарстан был принят раньше, чем Конституция Российской Федерации. И соответственно в нем не были учтены многие положения федеральной конституции. Поэтому в нее были внесены поправки, в том числе достаточно существенные. Кроме того, принятие Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепляющего систему законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, также послужило основанием внесения изменений в Конституцию республики.

     В этой связи для гармонизации Конституции Республики Татарстан с положениями Конституции Российской Федерации была создана согласительная комиссия, которая около года работала над новой редакцией Основного закона.

    В апреле 2002 года был принят Закон Республики Татарстан № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», излагающий Конституцию Республики Татарстан в новой редакции.

    С 1992 года по 2002 год в Конституцию Республики Татарстан было внесено 9 изменений, а после утверждения ее в новой редакции 19 апреля 2002 года — 6 изменений.

    http://addnt.ru/ob-istorii-i-strukture-konstitucii-ta/

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Комментарии (0)
    Осталось символов: