Женщины делают вид будто не замечают
Где находятся опасные участки дорог в районе, что предпринять в случае ДТП и по какой причине житель Черемшана хотел сместить автоинспектора отделения с должности? Об этом и многом другом мы побеседовали с инспектором пропаганды районного отделения автоинспекции Аязом Альбертовичем Гатиятовым.
Справка. Аяз Альбертович Гатиятов родился в селе Карамышево. Среднюю школу закончил в Нижнекамске, в профессиональном училище освоил профессию электромонтера, в Казанском энергетическом университете заочно получил специальность энергетика. В настоящее время является лейтенантом полиции отделения МВД России по Черемшанскому району, инспектором пропаганды безопасности дорожного движения отделения госавтоинспекции. 27 лет, не женат.
Город поменял на село
- Аяз Альбертович, несмотря на то, что Вы получили профессию энергетика, работали в пожарной части, а сейчас – автоинспектор.
- Так уж получилось. Меня с детства прельщала форма с погонами. До армии 7 месяцев поработал элетромонтером, после службы четыре года трудился в пожарной части Нижнекамского общества «Нефтехим».
- А нынешняя работа Вам нравится?
- Да, коллектив у нас очень хороший, слаженный, коллеги опытные, работают уже давно.
- Нам - водителям автомашин кажется, что вы, инспекторы, постоянно на дороге. Вот, к примеру, вчера во сколько вернулись домой с работы?
- Вчера был на дежурстве, работали почти до часа ночи, в середине недели обычно транспорта не так много. В выходные, за счет приезжих из городов, поток автотранспорта усиливается, в такие дни нам приходится работать до четырех-пяти часов утра. В случае дорожно-транспортного происшествия задерживаемся еще дольше. Сегодня в половине пятого были у военного комиссариата. Ребята отбыли на военную службу, мы участвовали в проводах. Служба у нас такая: когда другие отдыхают – нам приходится работать.
- Аяз, Вы городской житель, приехали работать в сельскую местность.
- Я вырос в городе, но люблю село. Каникулы всегда проводил в деревне у бабушки и дедушки. Когда пригласили сюда на работу, с радостью согласился. Карамышево находится в 40 километрах от районного центра, оттуда я и приезжаю на работу.
- Вам часто приходится спорить с водителями автомобилей?
- По-разному бывает. Есть такие, кто говорит: «Почему меня остановили?», «Что Вы цепляетесь только ко мне?». Недавно остановил одного мужчину: он не был пристегнут ремнем безопасности. Выписал ему штраф, спустя несколько дней вижу, снова без ремня едет. Остановил его, а он начал спорить. Сказал: «Ты придираешься ко мне» и не поставил подпись в протоколе. Видеокамеры на форме и в машине фиксируют все, так что, нарушение не трудно доказать. Виновен же, а спорил полчаса. На следующий день он сам остановился и поздоровался, «остыл», разговаривал спокойно. Однако история на этом не закончилась. Через день-другой в районном центре женщина, находившаяся за рулем автомашины, не пристегнула ремнем безопасности ребенка. Мы поехали за ней, она подъехала к дому и остановилась. В ходе проверки документов выяснилось, что она - дочь того самого водителя. Тут вышел он сам и снова начал ругаться со мной. «Эта работа тебе не подходит, я постараюсь, чтобы тебя уволили», - сказал он. Я ответил ему, что моей вины нет, виновен он. Примерно, раз в день попадается человек с таким вот характером.
- Как переносите эти неприятные споры?
- Первое время было тяжело. Сейчас такая ситуация случается почти каждый день, привык. Стараюсь держать себя в руках, быть уравновешенным и терпеливым. Правда, с некоторыми приходится беседовать на повышенных тонах, так же, как они. Кое-кто по-хорошему не понимает.
Это был бы кошмар
- А если на дорогах не будет автоинспекторов?
- Среди водителей немало таких, которые благодарят нас. «Хорошо, что есть вы, иначе на дорогах был бы кошмар», - говорят они. Интересные у нас все-таки люди: остановишь пьяного, говорят, зачем задержали, ведь он уже почти доехал до дома. А если по вине нетрезвого водителя произойдет авария или столкновение с чьей-либо машиной, то предъявляют претензию: «Куда смотрите? Почему не остановили?». Когда коснется лично его, то человек начинает говорит иначе.
- На дорогах нашего района какие правила нарушают чаще?
- Не пристегивают ремень безопасности, детей перевозят без специального кресла. Именно в отношении таких водителей чаще составляем протоколы.
- Протокол составляете тут же или ограничиваетесь предупреждением?
- К мелочам не придираемся, к примеру, если фары не зажжены или номера грязные, на первый раз делаем предупреждение, а если замечания не будут устранены, то штрафуем.
- Почему-то на дорогах района не уменьшается число нетрезвых водителей.
- Да, водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, по сравнению с прошлым годом на девять больше, на начало мая было 30 человек. Они могут стать виновниками ДТП. Столько людей получают из-за них травмы, сколько гибнут. И штрафы большие, и лишение водительского удостоверения. И все равно продолжают садиться за руль, употребив спиртное, таких жалеть не стоит, никто пить не заставлял, виноваты только сами. Водитель, которого первым задержали в начале года пьяным, был шесть месяцев назад получивший права 18-летний парень. В состоянии алкогольного опьянения за рулем попадаются и такие молодые, и дедушки, и даже женщины.
- Аяз, а как, по Вашему, можно сократить число аварий и нарушений правил дорожного движения?
- В первую очередь, методом воспитания. Человек должен понять сам. Нужна разъяснительная работа, поменять менталитет. Нарушая правила, ты ставишь под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь окружающих.
- Самые опасные участки дорог в районе?
- Перекресток возле поселка Малый Чегодай. Здесь аварии и столкновения происходят часто.
- А если на этом месте установить светофор?
- Для этого здесь должен быть интенсивный поток транспорта, хочу сказать, что для этого существуют определенные требования. Если установить светофор, придется долго стоять, а за это время может ни одна машина не проедет. Пока здесь сделаны искусственные неровности. Также часто происходят аварии на, так называемом, «Кутеминском перекрестке». Вот здесь светофор не помешал бы. Мы уже поднимали этот вопрос, ждем, что получится. Здесь установлены видеокамеры, фиксирующие скорость, есть и искусственные неровности.
- Приходится оказывать помощь?
- В этом году зимой морозы достигли 40 градусов ниже нуля. Были случаи, когда солярка замерзала и машины останавливались в пути. Однажды возле Ильмова сломалась ГАЗель, водитель позвонил на номер 112 и сообщил о том, машина вышла из строя, а сам замерзает. Поехали туда, автомобиль отбуксировали в Черемшан, водители накормили и предоставили ночлег. Этот человек, следовавший из Самары в Елабугу, выразил нам большую благодарность. Иногда в зимнее время автомашины съезжают в кювет. Стараемся им по возможности помочь.
- А если ночь?
- В зимние дни ночью трудно найти технику, чтобы вытащить машины. Да и спать хочется, ведь сначала днем приходится целый день стоять на дороге.
- Запомнившиеся Вам серьезные дорожно-транспортные происшествия?
- За два года моей работы случились две аварии со смертельным исходом. В одном ДТП машина съехала в воду. На дороге возле Андреевки в аварии оборвалась жизнь двух человек.
- За какое время вы должны прибыть на место происшествия?
- Каких-то отдельных требований нет. Как только поступает сообщение, стараемся быстрее прибыть на место.
- Что должны делать водители машин, попавших в аварию? Особенно могут растеряться люди, приехавшие из села в город.
- Прежде всего необходимо поставить «аварийный знак». Не паниковать, проверить нет ли в машинах пострадавших. Не нужна ли помощь? После чего вызвать автоинспекторов. С мобильного телефона позвонить на номер 112 и сообщить, где произошла авария, адрес, есть ли пострадавшие. Если водители машин придут к обоюдному согласию и у них нет претензий к друг другу, то могут разойтись, самостоятельно заполнив бумаги. Для того, чтобы потом не вышло разногласий, следует сфотографировать автомобили с разных ракурсов. Если ситуация спорная, то придется дожидаться дорожных инспекторов.
- На дорогах возросло число мотоциклов и байков.
- Эта больная тема. 14-18-летние юноши гоняют на мотоциклах. Эту технику им покупают родители. А ведь трагедии с участием детей на дорогах республики происходят ежегодно. В этом виноваты сами родители. На пит-байках нельзя ездить по дорогам общего пользования, они относятся к спортивному инвентарю и ездить на них разрешается по специально оборудованной трассе. Как я уже говорил, если задержишь – зачем задержали, в случае аварии – куда смотрели?
- Часто ли нарушители правил дорожного движения пытаются скрыться от вас?
- Бывает, особенно нетрезвые, но мы все равно преследуем их и задерживаем, они не остаются безнаказанными.
Женщины делают вид, будто не заметили
- Что бы Вы сказали о женщинах-водителях?
- Они, в основном, ездят аккуратно. Однако иногда пытаешься остановить, а они, то ли не замечают, то ли делают вид будто не заметили. Среди них есть и такие, кто садится за руль «под хмельком», район у нас маленький и мы многое замечаем.
- Приходилось ли воспользоваться оружием?
- Нет, для этого должны быть веские основания. Например, при задержании опасного преступника. Не дай Бог воспользоваться оружием.
- Где проще работать автоинспектором: в городе или в сельской местности?
- Однозначно не ответишь. Здесь всех знаешь: друг, товарищ, родственник, односельчанин. Однако перед законом все равны, мы обязаны обеспечивать порядок на дорогах. В городе в этом отношении все чужие. Но сельчане более просты.
- Как Вы «убеждаете» невоспитанных водителей?
- Останавливаем чаще, чаще привлекаем к штрафу. Приходится так поступать, раз не понимают по-хорошему.
Чтобы был бритым и опрятно одетым
- Какие требования к автоинспекторам?
- Они и сами должны ездить аккуратно, не нарушать правила, должны иметь хорошую физическую подготовку и самое главное – знать законы, как свои пять пальцев. Их приходится учить и в ходе работы.
- В Интернете выставляют видео конфликтов с инспекторами, как Вы относитесь к этому?
- Отношусь негативно. Мне кажется, что это делают не для того, чтобы найти справедливость, а с целью унизить инспектора. Дескать, он знает, а инспектор – нет. Я думаю, что это, своего рода, такая мода. Хотят снимать, пусть снимают, главное, чтобы правда на стороне инспектора была.
- Как начинается Ваш рабочий день?
- Утром получаем оружие, проходим инструктаж. Нас всесторонне проверяют: опрятно ли одет, выбрит ли, какая прическа, сверяют документы, не просрочены ли «права»? Потом заполняем путевку и выезжаем в дорогу.
-Взятку предлагали?
- Бывает, когда задерживаем нетрезвых водителей. Нужно помнить о том, что нарушает закон и идет на преступление не только берущий, но и дающий взятку. Каждый наш шаг на работе фиксирует видеокамера.
- Вам форма нравится или что-нибудь изменили бы?
- Новая форма очень удобная. Зимой не замерзнешь, есть ватник и комбинезон. В дождь можно надеть плащ.
- А сами быстро ездите на машине?
- Нет, нас тоже контролируют, если на собственном автомобиле три раза за год нарушишь правила, то тебя отстраняют от пользования служебным транспортом.
- Какие категории есть в Вашем водительском удостоверении?
- Категория «В». Что касается категории, на дорогах ездят опытные водители, у которых, можно сказать, нет категории только на трамвай и троллейбус, но и они попадают в аварии. Поэтому, давайте ездить аккуратно и осторожно!
фотографии Марата Гумерова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен и Телеграм канале Наш Черемшан
Нет комментариев