Наш Черемшан

Черемшанский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Наши земляки

Сыновья пчеловода Кашифа из Подлесного Утямыша продолжают его дело

Дело известного не только в Подлесном Утямыше, но и далеко за его пределами пчеловода Кашифа абзый продолжили его сыновья – Галяутдиновы никогда не покупают мед.

-С тех пор как помню себя, мы всегда помогали отцу на пасеке, - говорит проживающий в Черемшане Марс Галяутдинов. –А потом, когда сами стали в возрасте, «уроки» отца пригодились. В 2005 году в Лагерке у одного пчеловода я купил три улья. Ну и пошло дело, в одно время количество ульев достигло 30, но было и так, что оставалась всего одна пчелосемья. Из-за болезни не смог как следует за ними смотреть.

Сегодня у Марса Кашифовича 8 ульев. Держат только для себя. Это занятие полезно и для здоровья. 66-летний ветеран весной и летом большую часть времени проводит в лесу, на свежем воздухе. Рядом с пасекой, расположенной на краю леса, растут вишня, малина и другая растительность. Когда приезжают гости, хозяин, долго не думая, везет их на «экскурсию» на пасеку. И когда собираются родные, разговор за столом обязательно заходит о пчелах. Ну а как по-другому?! Другой сын Кашифа абый – Габдельахат, которого после получения специальности направили в село Алькеево Азнакаевского района, всю жизнь держит пчел. И покойный Габдерауф абый на даче в Альметьевске держал 15-16 ульев, а мед предлагал только своим постоянным покупателям. Это и не удивительно, любой человек обычно и мед, и скотину старается покупать у хорошо знакомых людей.

Проживающий в Черемшане Нурлыгаян абый Галяутдинов сегодня на пасеке работает с сыном Фанисом. Похвально, растет смена.

-Наш отец любил говорить: «Не забывайте, что вы сыновья пчеловода Кашифа», - говорит Марс абый. – Видимо, как настоящий пчеловод, хотел, чтобы мы продолжили его дело. 27 лет работал пчеловодом в колхозе, был трудолюбивым, уважаемым человеком, до 86 лет дожил. До 140 ульев держали. На отдельной созданной им пасеке число пчелосемей достигла 100. А ведь и около дома стоял гул пчел, и за ними надо было смотреть. Эти заботы выпадали и маме, и нам. Одному не справиться. И мне, если бы не помогали жена Гакиля и сыновья Марсель, Альберт, невестка Эльвира все дела на пасеке не одолеть. Здоровье не то, что в молодости. На пасеке есть все необходимое, а если нет – делаем, ремонтируем. Основную работу выполняем в безветренную, ясную погоду, около леса надо быть осторожными с огнем.

Говорят, что каждый пчеловод мечтает за сезон получить хотя бы флягу меда. Марс Кашифович добился этого – нынче с каждого улья выкачал по 50 килограммов меда. Но нижние рамки еще не выбраны. «Урожай» весь не забирают, на зиму в 10 – 12 рамках оставляют мед для пчел.

Часть меда идет на гостинца, в подарок. Родным, близким отдают от души, не жалея.

Интересно, что Кашиф абый, у которого было до сотни ульев, любил пить чай с сахарным песком.

-Мед должен садиться, какой вкуснее - жидкий или густой? – интересуюсь у опытного пчеловода.

-Мед из рапса через несколько дней после выемки рамок уже садится, и качать труднее. Вязкость его зависит и от того, когда качали. Некоторые спешат, не ждут, когда все рамки будут запечатаны. Рабочие пчелы сами не занимаются запечатыванием. Это делают в основном молодые пчелы, они не собирают мед, другой работы нет.

-Есть еще такое понятие как роение...

-Это случается если недосмотреть, недоработать. Пчел из ульев уводит чаще всего старшая пчеломатка. Поэтому мы постоянно их обновляем, сами выращиваем, подготавливаем, - говорит Марс Галяутдинов. – А чтобы ничего не забывать, веду ежедневник, записываю - где, когда, что сделал, наблюдаю, пишу, сравниваю. Невозможно ведь все помнить.

Галяутдиновы и сегодня в заботах, готовятся к зиме. Как обычно, два улья оставляют на пасеке, остальные увозят в Черемшан. Оказывается, они не усложняют себе жизнь, поднимая или опуская куда-то ульи, со всех сторон закрывают их щитами, а потом укрывают снегом. Насекомым это подходит, зиму переносят хорошо. Если весна ранняя, то пчелам дают возможность вылететь уже 17 марта. А потом им пора уже приступать к работе - собирать мед.

Хорошего пчеловода и пчелы признают. Если вовремя все делать, правильно задымлять, спокойные пчелы не жалят своего пасечника.

-Для задымления мы используем дубовые желуди, - говорит Марс Кашифович. – Когда я был маленьким, из одного улья вылетел рой и опустился на верхушку дерева. Я полез снимать его. Только добрался до места, как уронил дымарь. Меня тут же облепили сотни пчел. Я все-таки собрал их, а потом нырнул в находившийся недалеко пруд.

О пчелах, природе, о том, как любят они здесь отдохнуть, посидеть с родными, детьми, готовить шашлыки, кипятить чай в самоваре, и даже как занимаются заготовкой сена на своей технике рядом на лугу – обо всем этом с воодушевлением рассказывал Марс Галяутдинов – сын уважаемого в районе пчеловода Кашифа.

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X