Наш Черемшан

Черемшанский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Наши земляки

Эстонская девушка – татарская сноха обрела свое счастье в Кзыл Яре

Хотя она родилась не здесь, и все же поселок Кзыл Яр, где насчитывается всего 25 дворов, считает самым дорогим и близким сердцу местом. Эстонская девушка Аста благодарна Всевышнему за прожитую в Татарстане жизнь. В тревожный и суровый 1938 год арестовали родителей Асты Карловны. Их обвинили в шпионаже и расстреляли. Правда,...

Хотя она родилась не здесь, и все же поселок Кзыл Яр, где насчитывается всего 25 дворов, считает самым дорогим и близким сердцу местом. Эстонская девушка Аста благодарна Всевышнему за прожитую в Татарстане жизнь.

В тревожный и суровый 1938 год арестовали родителей Асты Карловны. Их обвинили в шпионаже и расстреляли. Правда, позднее их реабилитировали. В то же время была репрессирована и 8-летняя Аста. У нее есть на руках документ, подтверждающий этот факт, но, увы, льгот сейчас нет никаких.

Сирот этой семьи, проживавшей в Ленинградской области, жизнь разбросала по разным уголкам страны. Асту отправили в детский дом под названием «3-й Интернационал». Здесь она воспитывалась шесть лет. Позднее одна из родственниц увезла ее в Вологодскую область.

Из Ярославской области ее вместе с девушкой татаркой Асией - двух педагогов с высшим образованием направили на работу в Татарстан. Сначала - в Казань, а затем в Черемшан. Таким образом и обосновалась у нас Аста Карловна Райенфельдт. Первое время учительствовала в Карамышеве, где и познакомилась с будущим мужем Мингатой. Спустя два года молодая семья перебралась в Кзыл Яр, откуда уже никуда не переезжала.

-Когда родился наш первенец - дочь Наиля, Мингату призвали на военную службу. Нас в доме осталось пять женщин - с его сестрой, сестренкой и свекровью. Так прожили около трех лет. Тяжело было. Огород огромный, работы невпроворот. К тому же я выросла не привыкшей к деревенскому труду.

Сельские жители не считают Асту - Асию (так ее здесь называют) пришлой. Опыт работы педагога, учившего детей в Кзыл Яре и соседнем селе Верхняя Каменка, часто ставили в пример многим.

-Я всю свою жизнь восхищалась ею,- говорит давняя знакомая Асии апа, ее коллега, заслуҗенный учитель РСФСР Оркия апа Галиева.- Не могу сказать, что жизнь баловала ее, немало выпало на ее долю- и горя, и радости. Но она всегда оставалась человеком с большим сердцем и чистой душой.

-Я всю свою жизнь восхищалась ею, - говорит давняя знакомая Асии апа, ее коллега, заслуженный учитель РСФСР Оркия апа Галиева. - Не могу сказать, что жизнь баловала ее, немало выпало на ее долю - и горя и радости. Но она всегда оставалась человеком с большим сердцем и чистой душой.

Мугиновы воспитали шестерых детей. Сегодня Ильяс, Наиля, Айрат живут в Нижнекамске, Таслима - в Набережных Челнах, Рахиля - в Казани, а вот Танзиля вместе с мужем Асхатом и детьми уехали и обосновались в Америке. Вот только отец Мингата пять лет назад ушел из жизни.

Бревенчатый дом Мугиновых, построенный 45 лет назад, по сей день прочный и добротный. Подведены и газ, и вода. Пенсию приносят вовремя. Асия апа не одинока. Около десяти лет назад к ней переехала сестра мужа.

-У меня больные ноги, не могу выходить на улицу, - говорит Минхаят апа Муртазина. - По хозяйству управляется Асия. Спасибо ей, ее детям да и моим детям, в воспитании которых я помогла живя в Утыз Имяне. Они часто приезжают и навещают меня.

-У нас на подворье две козы, немало кур, - говорит Асия апа. - Если бы не эта живность, то как коротать дни. Раньше, правда, держали и корову, была и пасека - тридцать пчелосемей. На днях собираюсь начать убирать лук. Дети говорят, чтобы я не бралась за эту работу, мол, сами все сделаем. Но ведь мы, пожилые, беспокойные и не усидчивые.

Асия апа, которой исполняется 84 года, в последнее время не читает газет и журналов, глаза устают быстро. В свободное от забот по хозяйству время смотрит передачи по каналу ТНВ, перебирает четки, читает намаз.

Я поинтересовался у Асии апа: «Поддерживаете ли Вы связь с родиной?», на что она ответила «Общаемся с дочерью моей сестры, живущей в Санкт-Петербурге. В один год, интересуясь судьбой родителей, я побывала на острове Саарма в Эстонии. Это место, где жили наши дедушки и бабушки. Хотя и не узнала ничего нового, зато, пройдя по родительским местам, получила душевное успокоение. Я не умею говорить по-эстонски, татарский язык стал для меня родным. Жители поселка Кзыл Яр очень отзывчивые, и к нам не зарастает людская тропа. Часто захаживают соседи и мы подолгу беседуем с ними, вспоминая прошлое.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Яндекс Дзен  и Телеграм канале Наш Черемшан

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: undefined люди

2
X